Некоммерческое общеобразовательное
частное учреждение
«Рязанский Свободный лицей»

Основан в 1993 году

г. Рязань, проезд Гоголя, дом 5

г. Рязань, проезд Гоголя, дом 5

Версия для слабовидящих
Полезная информация для учеников и родителей

Ссылки на образовательные ресурсы, полезные и интересные сайты.

Концепция профориентационной работы в НОЧУ "Рязанский Свободный лицей"

Важнейшая задача современной школы – не только обеспечить учащимся усвоение программы среднего образования, но также помочь им сформироваться как личностям, познать ценность знания и удовольствие от его получения, создать мотивацию к стремлению занимать проактивную жизненную позицию.

В известном смысле школа служит мостом между детством и взрослой самостоятельной жизнью, когда человек сам отвечает за свои выборы, решения и поступки.


Один важных шагов, который во многом определяет содержание и ценность человеческой жизни, является выбор профессии. Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Меняется и рынок труда – возникают новые профессии и даже целые профессиональные сферы, а еще недавно востребованные и хорошо оплачиваемые специальности сдают позиции либо значительно меняется их функционал. Уже сегодня, получая образование, необходимо думать о том, в каких параллельных сферах могут быть применены эти знания и навыки, а также чему следует доучиться отдельно. 

Таким образом, задача профориентации переходит в задачу создания индивидуальной образовательной стратегии – достаточно понятной и гармоничной, отвечающей внутреннему запросу и реальным возможностям учащегося и его семьи и обязательно гибкой, с возможностью откорректировать или изменить ближайшие и отдаленные цели.

      В классической формулировке профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Однако говорить о серьезном научном обосновании выбора сложно, поскольку релевантных методик, учитывающих весь спектр факторов, которые в конечном итоге влияют на выбор человека своего профессионального пути, не существует. Мы, педагоги, психологи, эксперты, можем дать нашим взрослеющим детям подобие «дорожной карты», показать варианты профессиональной реализации, обсудить плюсы и минусы при выборе того или иного решения, предлагать для обдумывания не очевидные возможности.

               Важно понимать, что заказчиком услуги по профориентации является не только сам учащийся, но и его семья. Поэтому по возможности необходимо привлекать к участию в программе заинтересованных родителей, поскольку, с одной стороны, они могут оказывать как позитивную и последовательную поддержку, с другой - транслировать неверные или искаженные представления о том, что является «лучшим выбором».

Весь комплекс профориентационной работы с молодежью состоит из трех важнейших частей:

  1. Профессиональное просвещение — знакомство с актуальным состоянием рынка труда и тенденциями его развития. Очень важно не просто обозначить те или иные трудовые сферы, но и показать, какими компетенциями необходимо овладеть, чтобы быть востребованным специалистом, как выстраиваются карьерные маршруты – горизонтальные и вертикальные, где скрыты возможности для дальнейшего роста.
  2. Профессиональное консультирование — групповая и индивидуальная работа для помощи учащимся в их профессиональном самоопределении с учетом их психологических, психофизиологических и других особенностей, внутренних предпочтений, семейных установок, в том числе материального фактора, который может как ограничивать, так и расширять выбор профессии и образовательного заведения. Здесь же встает важнейшая задача – изучение образовательных возможностей как подходов к той или иной профессиональной сфере, оценка качества и доступности вузов и заведений профессионального образования, а также объема необходимых усилий для поступления в выбранный вуз или ссуз.
  3. Психологическая поддержка — комплексная работа, направленная на снижение тревожности и психологической напряженности, формирование позитивного настроя и уверенности в будущем.
Таким образом, полноценная профориентационная работа учитывает:
  1. Особенности современного рынка труда и ключевые тренды его развития в горизонте 20 лет.
  2. Особенности современной системы образования – фундаментального и профессионального.
  3. Баланс желаний и возможностей самого учащегося, фокусировка его настроя на полноценную социализацию.
  4. Вопросы психологического характера, снятие ограничительных установок, навязанных неправильным представлением о жизни общества, экономике страны, глубокий анализ собственных предпочтений и склонностей, разработка запасных вариантов в случае возможной неудачи.

Профессиональное просвещение

  1. Лекции общего характера, раскрывающие базовые понятия рынка труда и возможностей профессиональной реализации.
  2. Работа в малых группах, объединенных общим запросом («Где учиться и работать гуманитарию?», «Что такое IT», «Образование и профессия – это не одно и то же», «Профессии, которые позволяют быстро начать много зарабатывать», «Ради чего поступать в Москву и Санкт-Петербург», «А еще я немножко шью: возможности подработки и самозанятость» и т.д.).
  3. Профориентационные экскурсии на производства, в офисы, посещение «дней открытых дверей» в вузах и ссузах.
  4. Приглашение экспертов-профессионалов, готовых дать полный отчет по «внутренней кухне» в своей профессиональной сфере.
  5. Тематические классные часы.
  6. Самостоятельная работа учащихся по выяснению, чем «дышит» та или иная профессия. Формат – интервью с экспертом с последующим оформлением.

Профессиональное консультирование

  1. Обсуждение в малых группах и индивидуально вопросов практических вопросов, возникающих у учащихся. Прежде всего, выбор ЕГЭ, тактика и стратегия подготовки. Помощь в выборе предпочтительных вузов с анализом их доступности во всех смыслах.
  2. Работа с неопределившимися, растерявшимися, дезориентированными в плане представлений о своем будущем учащимися.
  3. Утверждение идеи о компетентностном подходе к собственному образованию – как базовому, так и профессиональному (tailor-made education). Выявление «точек роста» и возможностей для их развития.
  4. При желании учащегося – направление на платное тестирование и консультацию.

Психологическая поддержка

  1. Практический курс по самомотивации и удержанию фокуса внимания при решении важных задач «Вижу цель – не вижу препятствий».
  2. Знакомство с техниками расслабления и концентрации.
  3. Классные часы, посвященные рациональному режиму работы и отдыха, выявление «пожирателей времени».
  4. При желании учащегося – направление на консультацию к подростковому психологу.

НОЧУ "Рязанский Свободный лицей" сотрудничает с МБУ ДО «Межшкольный учебный центр города Рязани» 

(ул. Дзержинского, д.10, остановка «к-р «Дружба»)

В 2019-2020 учебном году учащиеся 8-11 классов обучаются по следующим профессиям:

  • слесарь по ремонту автомобилей
  • слесарь-сантехник
  • оператор ЭВМ
  • основы web-дизайна
  • Adobe Photoshop
  • информационные технологии
  • дизайнер по рекламе
  • дизайн интерьера
  • визаж
  • художественное творчество
  • ландшафтный дизайн
  • младшая медсестра милосердия
  • младшая медицинская сестра по уходу за больными
  • секретарь руководителя
  • младший воспитатель
  • парикмахер
  • аниматор
  • профстарт


Полезная информация




При разработке курса и для его реализации использованы следующие источники: